Блог Glotus

Железная дорога или автотранспорт?

Железнодорожные перевозки против автомобильных: как выгоднее доставить груз?

В Казахстане наибольшей популярностью пользуются два вида транспорта для доставки грузов: железнодорожный и автомобильный. У каждого вида транспорта есть как свои очевидные преимущества, так и недостатки. Давайте посмотрим, в каких случаях выгоднее использовать железнодорожный транспорт, а в каких лучше фрахтовать грузовое авто.

Для начала определимся с плюсами.

Железнодорожный транспорт:

  • Грузоподъемность подвижного состава. В среднем в крытый вагон можно разместить от 60 до 70 тонн брутто-веса. При этом вместительность грузового вагона составляет более 130 м³.
  • Автономность. После того как оформлены все документы, железная дорога работает как единый отлаженный механизм (за некоторыми исключениями, которые рассмотрим ниже). Вам остается только ждать прибытия вагона на станцию назначения.
  • Себестоимость. За счет большей вместительности и грузоподъемности вагона, себестоимость доставки на дальние расстояния, а также за счет более низкого тарифа на 1 километр пробега в пересчете на 1 килограмм (тонну) груза, иногда в разы ниже, чем у автомобильного транспорта.
  • Меньшая зависимость от погодных условий, особенно в зимнее время. На железную дорогу в меньшей степени влияют такие погодные условия, как, например, сильные снегопады или гололедица.

Автомобильный транспорт:

  • Гибкость на всем маршруте перевозки. Именно автомобильный транспорт позволяет обеспечить доставку "от двери до двери" без перегрузки. В случае с железной дорогой, наличие подъездных железнодорожных путей на складах (или их отсутствие) может сильно ограничить выбор локаций для погрузки/выгрузки.
  • Скорость доставки. В то время как по СМГС транзитное время для грузового железнодорожного состава начинается от 200 км в сутки, автомобиль этот же маршрут пройдет за несколько часов, в зависимости от трафика.
  • Отсутствие расписания. Да, даже грузовые железнодорожные составы курсируют по "нитке", т.е. по расписанию, в то время как грузовое авто ограничено только режимом труда и отдыха водителя, без привязки к конкретному времени отправления/прибытия.
  • Груз следует под сопровождением. Конечно, водитель не всегда может (и не обязан, откровенно говоря) обеспечить 100% сохранность груза, но при этом водитель практически все время в пути находится рядом с грузом, и хищения на автомобильном транспорте случаются реже, чем на железной дороге.

Недостатки железнодорожного транспорта:

  • Низкая скорость доставки.
  • Низкая гибкость в части выбора маршрута перевозки и точки выгрузки.
  • Достаточно много бюрократии. Прежде чем вагон будет принят к перевозке, требуется оформить много различных бумаг, помимо разрешительных.

Недостатки автомобильного транспорта:

  • Высокая стоимость при перевозках на длинные расстояния.
  • Зависимость от метеоусловий, особенно в зимнее время.

Таким образом, очевидно, что эти два типа транспорта дополняют друг друга, если их комбинировать. А конечный выбор всегда кроется в плоскости себестоимости товара в конечной точке. Если оборачиваемость товара позволяет ожидать груз в пути подольше, тогда очевидно железнодорожный транспорт является наиболее подходящим. Автомобильные грузоперевозки — это в первую очередь про мобильность и гибкость в сроках доставки и маршрутах.
2024-05-16 11:22