Железнодорожные перевозки против автомобильных: как выгоднее доставить груз?
В Казахстане наибольшей популярностью пользуются два вида транспорта для доставки грузов: железнодорожный и автомобильный. У каждого вида транспорта есть как свои очевидные преимущества, так и недостатки. Давайте посмотрим, в каких случаях выгоднее использовать железнодорожный транспорт, а в каких лучше фрахтовать грузовое авто.
Для начала определимся с плюсами.
Железнодорожный транспорт:
Грузоподъемность подвижного состава. В среднем в крытый вагон можно разместить от 60 до 70 тонн брутто-веса. При этом вместительность грузового вагона составляет более 130 м³.
Автономность. После того как оформлены все документы, железная дорога работает как единый отлаженный механизм (за некоторыми исключениями, которые рассмотрим ниже). Вам остается только ждать прибытия вагона на станцию назначения.
Себестоимость. За счет большей вместительности и грузоподъемности вагона, себестоимость доставки на дальние расстояния, а также за счет более низкого тарифа на 1 километр пробега в пересчете на 1 килограмм (тонну) груза, иногда в разы ниже, чем у автомобильного транспорта.
Меньшая зависимость от погодных условий, особенно в зимнее время. На железную дорогу в меньшей степени влияют такие погодные условия, как, например, сильные снегопады или гололедица.
Автомобильный транспорт:
Гибкость на всем маршруте перевозки. Именно автомобильный транспорт позволяет обеспечить доставку "от двери до двери" без перегрузки. В случае с железной дорогой, наличие подъездных железнодорожных путей на складах (или их отсутствие) может сильно ограничить выбор локаций для погрузки/выгрузки.
Скорость доставки. В то время как по СМГС транзитное время для грузового железнодорожного состава начинается от 200 км в сутки, автомобиль этот же маршрут пройдет за несколько часов, в зависимости от трафика.
Отсутствие расписания. Да, даже грузовые железнодорожные составы курсируют по "нитке", т.е. по расписанию, в то время как грузовое авто ограничено только режимом труда и отдыха водителя, без привязки к конкретному времени отправления/прибытия.
Груз следует под сопровождением. Конечно, водитель не всегда может (и не обязан, откровенно говоря) обеспечить 100% сохранность груза, но при этом водитель практически все время в пути находится рядом с грузом, и хищения на автомобильном транспорте случаются реже, чем на железной дороге.
Недостатки железнодорожного транспорта:
Низкая скорость доставки.
Низкая гибкость в части выбора маршрута перевозки и точки выгрузки.
Достаточно много бюрократии. Прежде чем вагон будет принят к перевозке, требуется оформить много различных бумаг, помимо разрешительных.
Недостатки автомобильного транспорта:
Высокая стоимость при перевозках на длинные расстояния.
Зависимость от метеоусловий, особенно в зимнее время.
Таким образом, очевидно, что эти два типа транспорта дополняют друг друга, если их комбинировать. А конечный выбор всегда кроется в плоскости себестоимости товара в конечной точке. Если оборачиваемость товара позволяет ожидать груз в пути подольше, тогда очевидно железнодорожный транспорт является наиболее подходящим. Автомобильные грузоперевозки — это в первую очередь про мобильность и гибкость в сроках доставки и маршрутах.